22 серпня, 2017

Феминистские педагогики в украинских реалиях

21 березня 2017
Olga Kurnaya
Я викладачка філософії і логіки та мати двох дітей. Для мене фемінізм та боротьба за гендерну рівність - прояв загальної боротьби за права людини. В цьому контексті мені найбільш цікаві три теми: прояви гендерної дискримінації, стереотипів у повсякденному житті, в звичних, традиційних ситуаціях. Друга - можливості для повноцінної реалізації жінки в українському суспільтві і як матері і як спеціалістки. І третя - зворотній сексизм щодо чоловіків, як фактор ускладнення становлення прав жінок.

Репліка до статті: Феминистские педагогики

Феминистские педагогики вполне отвечают духу постструктурализма. Они ставят под сомнение и разрушают существующие нормы и правила. В том числе те, которые касаются взаимоотношений между преподавтель_ницей и студент_ками. В самой сути этих педагогик заложена необходимость критического переосмысления себя, другого, процесса обучения. Не может быть готовой на все времена программы обучения. Потому что это будут новые утвержденные нормы, которые со временем превратятся во власные отношения и сформируют новую систему. Может она и будет лучше старой, но она уже не будет феминистской.


Авторка статьи обращает внимание на то, что сама программа курса может менятся в процесе его преподавания, что преподаватель_нице необходимо все время рефлексировать и побуждать к этому других. Но на сколько это возможно в условиях современных украинских ВУЗов? По сути, сегодня это невозможно.


Каждый курс университета читается согласно учебной и рабочей программам. Если говорить просто, учебная программа - общее описание того, что будет изучаться на курсе. Рабочая - это конкретный план занятий, который для себя составляет преподаватель_ница и утверждает на год вперед. Дальше нужно неуклонно следовать программе. Оба эти документа должны соответсвовать нормам министерства, котрые зачастую не имеют отношения к сути учебного процесса. Возможность что-то поменять в процессе обучения отсутствует. Максимум, ты можешь внести коррективы в следующем учебном году.


С другой стороны, никто особо не контролирует, что вы именно делаете на парах. Но не надо путать это с академической свободой. Это скорее халатное отношение к работе тех, кто должен это контролировать. В случае конфликтных ситуаций, правила четко говорят - рабочая программа должна всегда быть на паре и отступать от нее нельзя! Как, впринципе, можно формировать нон-нормативное мышление в условиях зарегулированости процесса обучения? Как стимулировать свободу мысли у студента, если на каждое действие должно быть постановление? Ответ один - вопреки. Пока только вопреки и на собственную ответственность.

Феминистские педагогики в украинских реалиях