Марш в Нью-Йорке собрал людей самых разных возрастов (с плакатами были совсем маленькие дети и люди старшего возраста) и групп, отражающих продуктивную мультикультурность Нью-Йорка. Хотя сложилось впечатление, что большинство составляли все же женщины, среди участников было много мужчин, а кто-то, как следовало из плакатов, защищал свою квир-идентичность. В целом, плакаты были чрезвычайно разнообразными и показывали, насколько креативно и активно участницы_ки подошли к маршу. Сложно поэтому выделить какие-то повторяющиеся слова и слоганы, но те, которые бросились мне в глаза, были следующими: права женщин - это права человека, сопротивление, уважение, любовь вместо ненависти, нелегальный президент, кукла Путина, женская сила, фашизм, импичмент, свобода и справедливость для всех, мое тело - мой выбор, демократия разворачивается тут. В ответ на ставшие уже слоганом слова Трампа "Сделаем Америку снова сильной" возник лозунг "Сделаем Америку снова гейской". Комментировавшие инаугурацию американские журналисты отметили, что Трамп вообще не упомянул в своей речи права человека. Участницы_ки женских маршей в Нью-Йорке и других городах словно бы ответили на это, показав, как понимают свои права и что способны солидаризироваться для их защиты.
Для меня в этом марше самое важное - это возможность пережить солидарность с людьми, обеспокоенными теми же проблемами, и активными, очень разными и творческими. Масштаб акций меня поразил! Мне даже показалось, что это и есть объяснение консервативных поворотов и настроений, которые есть и в Беларуси: у значительного числа очень разных людей по всему земному шару есть объединяющие их ценности, и права женщин и права на разные формы сексуальности занимают среди них центральную роль. Это серьезный вызов патриархальному порядку, который все еще пронизывает практики и институты в разных странах, включая мою.
Защитники патриархата теперь охвачены беспокойством, осознаваемым и нет, а политики это используют.
Мне кажется, сейчас нужно искать новые формы выражения солидарности - создавать какие-то новые сообщества и институты, в том числе поверх границ, чтобы влиять на политиков и вовлекать новых участниц_ков.
Думаю, такое влияние возможно. В Австрии зеленые одержали победу над крайне правыми, потому что граждане проявили активность.